вторник, 8 сентября 2015 г.

Концепция патриотического воспитания

Концепция патриотического воспитания

       Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм - основа существования и развития государственности.
      Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной Республики.
      Патриотическое воспитание - деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
      Патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов.
       ІІ. Актуальность Концепции
      Актуальность разработки Концепции обусловлена:
· необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
· отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности,
гражданственности, патриотизма, других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу времени и являлась основой системы патриотического воспитания детей и молодежи ДНР;
· поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
· необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в
новых послевоенных условиях;
· потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее
безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
        В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
       Концепция является методологической основой для разработки программ и проектов по
патриотическому воспитанию молодежи.
       Реализация Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи позволит
дать новый импульс духовному оздоровлению народа, начать процесс формирования в Республике единого гражданского общества.
        ІІІ. Цель и задачи патриотического воспитания
        Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности,
порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.
       Основной целью  Концепции является определение роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства в общей системе воспитания подрастающего поколения республики.

       Данная концепция предлагает определение цели патриотического воспитания, отвечающей интересам учащейся молодежи и требованиям общества по отношению к ней.

       Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
        Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие его задачи:
· информационно-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении
смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания,
ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
· воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и
гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;
· утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
· формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
· создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения
граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других
проблем;
· развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
· уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
· формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать
науку и культуру родного края;
· формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности
конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской
ответственности;
· повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой
деятельности;
· привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
· привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан
потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
· формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских
отношений между народами;
· создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и
других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.
        Все указанные цели и задачи подчинены главному – обеспечению на ближайший период жизни новых поколений Донецкой Народной Республики роста уровня значимости патриотизма у всех слоев населения, достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном и национальном сознании в сторону осознания и понимания зависимости судеб республики, общества, народа от того, в какой мере они в своих практических делах руководствуются патриотическим началом, как решают задачи выполнения своего гражданского долга.
       ІV. Содержание и структура патриотического воспитания
       Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая
деятельность, включающая целевые, функциональные, социальные, организационные и другие
аспекты, обладающая высоким уровнем системности, охватывающая своим воздействием
практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно-
нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую, психолого-
педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов.     Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально- этнических культур. Исходя из этого, можно заключить, что патриотическое воспитание культуросообразно, многовекторно, многоаспектно. Среди основных его направлений можно выделить:
· гражданско-патриотическое,
· военно-патриотическое,
· духовно-нравственное,
· историко-патриотическое (краеведческое),
· культурно-патриотическое,
· спортивно-патриотическое.
       Гражданско-патриотическое воспитание
       Гражданско-патриотическое воспитание– это целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к функционированию и
взаимодействию в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в
управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, укреплению
ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
       Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.
       Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи направлена на:
· формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и
патриотизма в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения;
· массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую муниципальными,
культурными и общественными организациями и учреждениями;
· утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины, к традициям;
· формирование ведущих интегративных качеств личности;
· воспитание уважения, толерантного отношения и интереса к представителям разных
народностей;
· воспитание активной гражданской позиции.
       Военно-патриотическое воспитание
       Основной целью военно-патриотического воспитания являетсяформирование у молодежи
патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите. Это воспитание
характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил ДНР, других войск, воинских формирований и органов.
       Военно-патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:
· государственное - базируется на обеспечении государством системы военно-
патриотического воспитания;
· социальное - основывается на изучении норм морали, их соблюдении. Ориентировано на
осознание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного
отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициям народа;
· военное - предусматривает изучение военной истории, битв славянского войска, основных
образцов техники и вооружения Вооруженных Сил ДНР, приобретение начальных навыков
использования их, повышение физической подготовки в интересах защиты Отечества;
· психолого-педагогическое - основывается на изучении психологических особенностей
молодежи, их учете в процессе подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по обобщению и распространению передового опыта военно-патриотического воспитания, совершенствовании форм и направлений этой деятельности;
· правовое - предполагает формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой
правовой культуры.
       Содержание военно-патриотического воспитания основывается на системе ценностей,
сформировавшихся на протяжении многих веков, таких как: преданность Отечеству, верность
гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность,
доблесть, мужество, взаимовыручка и т.д.
      Система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными
связями, которые находятся в тесном взаимодействии. Всю систему можно разделить на
подсистемы:
· военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в учебных заведениях;
· массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;
· начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;
· деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на
военно-патриотическое воспитание молодежи.
       Методами военно-патриотического воспитания молодежи являются:
· убеждение - формирование уверенности в общественной полезности деятельности по
подготовке к защите Отечества;
· стимулирование - реализуется в различных формах поощрения и соревнованиях;
· личный пример - деятельность педагога, воспитателя, который должен быть образцом для
молодежи, должно обеспечивать педагогические требования, умеет давать поручения и проверять его выполнение;
· самоподготовка - процесс активного формирования и самосовершенствования молодого
человека, воспитания чувства патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.
        Военно-патриотическое воспитание осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов,
экскурсий в музеи воинских частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам боевой славы, поисковой работы, участия в работе клубов и кружков военно- патриотического направления.
      Духовно-нравственное воспитание
       Духовно-нравственное воспитание ориентировано на осознание личностью высших
ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.
        Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений молодежи к
Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие соответствующих качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести, совести, достоинства, активного отношения к действительности, уважения к людям. Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества, социально необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами личности.
       Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть
общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, самобытной культуре, памяти своих предков, истории.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
       Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ДНР, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народа.
       Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые
общечеловеческие ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях,передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
       Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи основываются на передаче готового нравственного опыта, обогащении его путем актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно- нравственной практике.
       Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного
пространства побуждают нас искать новые технологии в воспитании подрастающего поколения.
      Среди основных направлений духовно-нравственного воспитания можно выделить:
· создание воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении;
· стимулирование здорового образа жизни;
· организация коллективной творческой деятельности детей и учащейся молодежи;
· корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого учащегося,
стимулирование его самопознания и самовоспитания;
· дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания,
· воспитание духовности, трудолюбия;
· организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности;
· изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся, организация
профориентационной работы;
· укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных
воспитательных мероприятий.
      Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание
      Историко-патриотическое воспитание сосредотачивает усилия на познании исторических
корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; а также проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса, поиск исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных националистическими силами, максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса, археологические экспедиции и исторический туризм, развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.
      Культурно-патриотическое воспитание
      Культурно-патриотическое воспитание - процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно- художественных ценностей.
       Культурно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у личности
социально-значимых и культурно-эстетических ценностей. Оно предусматривает воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного художественного творчества.
       В состав культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты:
потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учетом социокультурных условий общества).
       Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:
· изучение истории и культуры Отечества;
· деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории ДНР;
· формирование гражданского мировоззрения.
      В результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и
развиваются:
§ разносторонняя эмоционально-чувственная сфера,
§ высокое патриотическое сознание и чувство верности своему Отечеству,
§ готовность к выполнению гражданского и служебного долга,
§ нравственные идеалы,
§ культура личности и эстетическое отношение к действительности,
§ гражданское мировоззрение,
§ высокие морально-патриотические качества.
       Критерии культурно-патриотического воспитания:
· уровень культурно-патриотического сознания - соответствие патриотического сознания
учащегося требованиям современного понимания патриотизма;
· широта культурно-патриотических чувств- степень развитости эмоциональной сферы
личности с точки зрения современной трактовки отечественного патриотизма;
· устойчивость культурно - патриотического поведения -результативность воспитательных
воздействий, способность к активному проявлению патриотизма, сознательность и
самостоятельность в оценке явлений действительности истории, культуры и традиций
Отечества;
· систематичность овладения художественными ценностями, как трудолюбие, активность,
добросовестность воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
· любовь к отечественной культуре- ответственное созидание патриотической идеологии
самосознания, духовного и культурного возрождения республики;
· нравственно-эстетическаяубеждённость - уверенность воспитанника в необходимости
использования культурологических средств при воспитании культуры и патриотизма.
       Спортивно-патриотическое воспитание
       Спортивно-патриотическое воспитание предполагает расширение общественных
представлений о роли физического воспитания, распространение норм здорового образа жизни, усиление противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых путей укрепления здоровья граждан ДНР.
        В содержание спортивно-патриотического воспитания входит пропаганда национальных и исторических традиций физической культуры и оздоровления, апробация новых оригинальных направлений физической культуры, развивающих важные двигательные навыки, разработка программ и методик тренировки специальных физических качеств и обоснование их культурной, оздоровительной и спортивно-прикладной ценности, создание условий появления новых видов спортивной деятельности, ведение работы по гуманизации историко-спортивных единоборств, развитие личности через успехи и спортивные достижения, выступления на международных и региональных соревнованиях, как показатель возможностей успешного развития в Донецкой Республике, популяризация символики и идеологии Республики через спортивный инвентарь и символику спортивных команд. В соответствии с идеями гармоничного развития личности и
высокими социальными требованиями современного общества к профессионализму трудовой и служебной деятельности, задачи направления относятся к совершенствованию физических качеств, воспитанию волевых качеств характера на основе спортивных достижений, формированию навыков поддержания стабильного здоровья и высокой работоспособности.
       Военно-технические виды спорта, собирательное название видов спорта, сочетающих общефизическую и техническую подготовку спортсменов и имеющих конкретное военно- прикладное значение; к военно-техническим видам спорта относятся: авиамодельный, автомобильный, автомодельный, вертолётный, водно-моторный, мотоциклетный, парашютный, планёрный, подводный спорт, радиоспорт, самолётный, стрелковый, судомодельный спорт, военно- прикладное и морское многоборья, мотобол.
       V. Принципы патриотического воспитания
       К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Без развития у граждан ДНР с раннего возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства.
       Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих
собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются гуманизм и демократизм, научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия ДНР, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями воспитания, социальное партнерство.
      Кроме того, важными принципов патриотического воспитания являются:
· Принцип системно-организованного подхода, который предполагает
скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по
патриотическому воспитанию граждан ДНР;
· Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий
использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной,
социальной, профессиональной и других групп населения;
· Принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу
в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы ДНР;
· Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания,
предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
· Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.
· Принцип активного деятельностного характера воспитания
     Принципы данной концепции взаимосвязаны и реализуются в единстве.

      VI. Система патриотического воспитания в общеобразовательных школах,
дошкольных, профессионально-технических заведениях, учреждениях дополнительного образования детей и учащейся молодежи, высших учебных заведениях
      В основу системы патриотического воспитания в Донецкой Народной Республике положена
интегрированная модель сетевого взаимодействия органов государственной власти и управления, социальных институтов, всех субъектов образовательной и смежных сфер, построенная на принципах социального партнерства, личностно-социально-деятельностного, интегративного, культурологического, компетентностного, системного подходов, охватывающая всю вертикаль системы образования (от дошкольного до высшего) и реализуемая через традиционные, специфические и эмоционально-мотивационные формы работы.
      Система патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
      Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования молодой Республики. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
       Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
      Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
       Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с педагогами, дошкольниками, семьей.
        Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с
помощью определенных средств и методов.
· Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,
диафильмы, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
· Природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание
заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность
детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и
принадлежности этого уголка маленькому человеку.
· Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
· Общению как средству нравственно-патриотического воспитания отводится особое
место. Оно выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
· Окружающая ребенка обстановка (атмосфера, в которой живет ребенок) становится
средством воспитания чувств, представлений, поведения . Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.
        Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
       Не менее важной в нравственно-патриотическом воспитании детей является тесная
взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает уребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
      Система патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
      Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является
формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к     Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
       Система патриотического воспитания в общеобразовательных школах формируется в
процессе обучения, социализации и воспитания школьников и включает учебную и научно- исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время.
        В рамках учебной деятельности, которая осуществляется во время уроков, факультативных и кружковых занятий, патриотическое воспитание реализуется через содержание предметов инвариантной и вариативной составляющей.
       Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей.
       Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко- краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
       В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт
человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др.
       Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.
       Патриотическим воспитательным потенциаломобладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география).
       Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
       Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на
школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:
· содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
· четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
· отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между
самими обучаемыми;
· влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
· общий режим и атмосфера учебного процесса школы.
       Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут
реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
       Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического
воспитательного влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.
       Четкая организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые
результаты при условии, когда:
· ставятся ясные образовательные и воспитательные цели занятий;
· обеспечивается строгая, обоснованная последовательность учебной работы;
· применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную
деятельность школьников, придающие ей творческий, близкий к исследовательскому
характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;
· подводятся итоги занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему
планируемых познавательных и воспитательных задач;
· создается необходимый психологический настрой на учебную работу.
       Вариативная составляющая учебного процесса (факультативы, кружки патриотического
направления) способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского долга.
Так, например, на факультативе «Юный патриот» с раннего возраста необходимо прививать
чувство ответственности об интересах Родины; изучать военную историю, знать Дни воинской
славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны; сохранить воинские традиции, связи поколений защитников Родины, организовать встречи учащихся с ветеранами войны и труда.
        Факультатив «Родной край» поможет расширить и систематизировать знания детей об
истории края, воспитать любовь к родной земле, её жителям.
        Кружок «Историческое краеведение» позволяет детям углубить свои знания о героическом прошлом своего народа, систематизировать понятия о символах государственной власти.
       Научно-исследовательская деятельность включает участие школьников в конкурсах, конференциях, в работе Малой академии наук.
       Целью данной деятельности должно стать воспитание патриотов, граждан правового
демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
       Социализации молодежи в системе патриотического воспитания базируется на деятельности школьной общественной организации и Совета профилактики школы, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями (такими как Совет ветеранов, медицинские службы, детская комната милиции, Красный Крест, полиция по делам несовершеннолетних).
        В процессе взаимосвязанной работы названых компонентов социализации учащихся
формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими
моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.
       Важной составляющей системы патриотического воспитания является работа классного
руководителя и воспитателя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитания законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям; отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
      Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего
школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.
       Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие
учащихся окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря
различным тренингам, тестам, беседах.
       Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
       В основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание
чувств, поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно
созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
       Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
      Всё выше изложенное можно представить в виде системы триединства (обучение,
воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга,
взаимопроникая. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет
функционировать.
       Система патриотического воспитания в профессионально-технических учебных заведениях
       Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Патриотическое воспитание осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
      Для успешной реализации задач патриотического воспитания учащихся в профессионально-технических учебных заведениях (ПТУУ) создается воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества; функционирует система дополнительного образования; разрабатывается система традиционных мероприятий и творческих проектов; развивается музейная работа, ученическое самоуправление. Углубляются, расширяются знания учащихся ПТУУ о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. В процессе общественной деятельности учащиеся совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей, умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в различных сферах, формируют здоровый образ жизни.         Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни, приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).
      Становление личности невозможно без осознания принадлежности к определенной
культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ощутить себя в
историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую
идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое
краеведение. Краеведческий материал усиливает конкретность и наглядность восприятия
учащимися исторического процесса, оказывает воспитывающее значение.
       Значительную роль в решении педагогических задач историко-краеведческого характера
играет краеведческий музей. На базе ПТУУ создаются училищные музеи, которые способствует формированию у обучающихся чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Училищный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни училища, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.          
        Главное - музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой, которая позволяет формировать практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать инициативу, общественную активность учащихся, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы.
        Через урочную деятельность и систему внеклассных мероприятий у учащихся формируется бережное отношение к родным истокам, традициям своего народа, своей культуре, эмоционально- открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным ценностям как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
       Широкий выбор возможностей для учащихся ПТУУ представляет внеаудиторная
музыкально-эстетическая работа в различных её формах. Это и кружки (инструментальные,
хоровые, музыкально-театральные и др.), и массовые мероприятия: посещение концертов,
музыкальных театров, музеев; организация творческих встреч с известными музыкантами,
ветеранами и героями ВОВ; участие в народных праздниках, организация конкурса военной и
солдатской пени «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня» и т. д.. Это и изучение
народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов.
        Защита Отечества - священный долг гражданина и готовиться к выполнению этого долга
нужно с детства. Одним из основополагающих факторов высокой боевой готовности воинов армии является их отменная физическая, психологическая и нравственная подготовленность.           Одна из задач, решаемых педагогами ПТУУ по патриотическому воспитанию учащихся, - воспитать в своих учениках, завтрашних призывниках, морально-волевые, физические качества, необходимые для службы в армии. Через работу кружка «Юный воин» осуществляется системная работа по формированию у учащихся высокого патриотического сознания: юные армейцы изучают русскую военную историю, знакомятся с воинскими традициями, изучают воинский Устав Армии, реликвии воинской славы, военную символику. В кружке медицинских сестер «Здравушка» учащиеся приобретают основные медицинские навыки, учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
         На уроках физической культурой, учебно-полевых сборах, марш-бросках, в военно-
спортивных играх, конкурсах и соревнованиях, кружках спортивной направленности у учащихся воспитывается выносливость стойкость, мужество, дисциплинированность.
         Комплекс мероприятий урочной и внеурочной деятельности ПТУУ прививает учащимся
осознанное отношение к нравственным ценностям, формирует чувство причастности к судьбе
Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
        Система патриотического воспитания студентов высших учебных заведений  І-IV уровней аккредитации.
        Патриотическое воспитание студентов вузов выполняет особую социальную функцию -
активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление
обороноспособности страны. В индивидуальном плане данная воспитательная система планомерно влияет на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, её оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбу Родины, постоянную готовность к защите Отечества.
        Система патриотического воспитания студентов включает:
· формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у студентов в процессе учебно-воспитательной работы;
· массовую военно-патриотическую воспитательную работу, организуемую и осуществляемую на базе вузов различными государственными и общественными органами и организациями;
· деятельность военных кафедр в университетах по подготовке военных кадров младшего
офицерского состава.
         Важным направлением в функционировании системы патриотического воспитания
студентов является формирование у них готовности к организации патриотического воспитания молодёжи как целенаправленного комплекса качеств, знаний, практических умений и навыков, отношений, состояний, предполагающих не только патриотическую воспитанность самого выпускника вуза, но и его подготовленность к военно-патриотической работе с подрастающим поколением. В практическом отношении это означает формирование социальной зрелости студентов, их стойких военно-патриотических взглядов и убеждений, общественно значимых мотивов военно-патриотического характера; а также повышение их активности и ответственности за свою реальную подготовленность к военно-патриотической деятельности в отношении подрастающего поколения.
         Ведущие формы военно-патриотического воспитания студентов, реализующие основное
содержание данной деятельности в вузе, могут быть объединены в три основные группы:
1. общепатриотического характера (беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, «круглые
столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими);
2. специфические, характеризующиеся большей военной и военно-прикладной
направленностью (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.)
3. комплексные комбинированные и интегрированные формы, оптимально сочетающие как
общее, так и специфическое в содержании военно-патриотического воспитания студентов
университета (оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы;
патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно- технические и военно-спортивные клубы и объединения различной направленности; учебные пункты и университеты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, походы и т.д.).
         При создании комплексной воспитательной программы, патриотический компонент
включается в содержание программ всех изучаемых дисциплин, спецкурсов и основывается на
принципах: 1) служения Отечеству; 2) исторической и социальной памяти; 3) преемственности
духовного опыта; 4) социокультурной и национальной идентификации; 5) гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого; 6) сакральности символов и смыслов Отечества; 7) соборности в воспитании духовных основ патриотизма; 8) опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции; 9) импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.
       Определяющими условиями оптимизации данной системы являются: консолидация всех сил и средств, привлекаемых к этой деятельности; достаточное финансовое обеспечение военно- патриотического воспитания в масштабах всей страны и в университетах, в частности; комплексная реализация основных структурообразующих компонентов системы военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи; соблюдение принципа сочетания и интеграции интересов общества, студенческой молодёжи как специфической группы и отдельной личности молодого человека как её полноценного субъекта. Научно-практическое содержание данных условий составляет: информационно-разъяснительное, нормативно-правовое, научно-теоретическое, педагогическое и методическое обеспечение рассматриваемой системы; обеспечение взаимодействия субъектов и их структур в системе военно-патриотического воспитания; комплекс организационных мероприятий; финансово-экономическое и кадровое обеспечение военно- патриотического воспитания студентов.
        Таким образом,в воспитании патриотизма в системе высшего профессионального
образования необходимо придерживаться следующих правил:
а) в основе патриотического воспитания должна лежать не классовая, а государственно-
патриотическая идеология, имеющая прочные научные и духовные основы, опирающаяся на
прогрессивные национальные, в том числе и военные, традиции;
б) важную роль в патриотическом воспитании играет правильное информационное
обеспечение всех ее сторон, основанное на таких принципах, как актуальность и достоверность материала, адресность, высокая оперативность и непрерывность;
в) успешное ведение патриотического воспитания и особенно его составной части —
оборонно-массовой работы с населением — невозможно без развитой учебно-материальной базы;
г) важное место в патриотическом воспитании должно принадлежать физической
подготовке и спорту, особенноего военно-прикладным и военно-техническим видам и др.
        Система патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и учащейся молодежи
        В воспитании патриотизма детей и учащейся молодежи большое внимание уделяется роли дополнительного (внешкольного) образования.
        Над формированием патриотической позиции молодежи учреждение дополнительного
образования работает не само по себе, а во взаимодействии с другими образовательными
заведениями. Примером такого взаимодействия может служить интеграция педагогических усилий общеобразовательных школ и учреждения дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учебное заведение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
        Интеграция общего и дополнительного образования детей в учреждении дополнительного
образования имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, статусом этих учреждений.
        Главные функции учреждений дополнительного образования: развитие творческих способностей детей, предоставление им возможностей для самоопределения, организация их досуга. Наиболее часто используется организация и проведение совместно с другими учебными заведениями интегрированных мероприятий (праздников, фестивалей и др.), интегрированных дел (коллективных творческих, общественно полезных и др.), интегрированных игр (краеведческого, интеллектуального и других направлений), деятельность детских общественных организаций.
        Дополнительное образование призвано дополнить знания, которые ребенок не дополучает
или вообще не получает в школе, дошкольном, профессионально-техническом учебном заведении, и, благодаря своей мобильности, расширяет возможности для развития детей.
Через систему кружков, студий, клубов, секций осуществляется патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи по всем его направлениям.
       Такие формы работы как историческая реконструкция, экспериментальная археология,
историческое моделирование открывают доступ к аналитическому изучению большого
фактологического материала. Проведение в числе мероприятий красочных исторических
фестивалей, народных забав, молодецких игрищ и потех служит глубокому исследованию родной истории, воспитанию патриотизма, противодействию фальсификации истории и искажению исторических фактов, демонстрирует глубокий интерес молодежи к национальным корням и отечественным традициям. Особую важность имеют научные исследования российской и мировой военной истории, в том числе публикации в печати, отражающие междисциплинарные проблемы.
        Одними из важных достижений в этом направлении являются музеи военной истории средних веков и исторической реконструкции, тематические выставки и экспозиции, приуроченные к дням военной славы родного края и торжественным праздникам.
       Детские художественные коллективы учреждений дополнительного образования
специализируются на ярком и увлекательном представлении народного ремесленного творчества, показательных выступлениях в жанре демонстрации исторических боевых искусств и молодецкой удали, ансамблей исторической песни, пляски и танца, народной музыки. Изучение мировой культуры происходит с помощью исторического моделирования старинных костюмов и одежды, элементов декора и орнамента предметов быта и культуры, исторической стилизации на основе этнографических и национальных культурных мотивов. Участники детских коллективов демонстрируют свои способности в постановках любительских театров, создании спектаклей и любительских фильмов.
       Детско-юношеские спортивные школы и секции, показательные выступления юных
спортсменов демонстрируют развитие физических качеств личности, воспитание выносливости, стойкости, выдержки, закалки, которые могут пригодиться будущим воинам, защитникам Отечества. Сюда же можно отнести и учебно-тренировочный процесс в летних спортивно-оздоровительных лагерях, туризм.
       Учреждение дополнительного образования всесторонне формируют гражданскую позицию и воспитывают патриотизм у современной молодежи. Воспитание любви к родному краю, толерантности к языкам и культуре народов, проживающих в Донбассе, уважение к героическому подвигу народа проходит и рамках работы Малой академии наук (МАН).           Учащиеся занимаются изучением истории открытий, развития науки и техники, биографий героев родного края и их подвигов. Логическим продолжением этого является работа над различными проектами, написание научно-исследовательских работ по историческому краеведению, социологии, этнологии и т.д., за которыми следует апробация исследований: научно-практические конференции, краеведческие
экскурсии, круглые столы с участием деятелей науки, выездные Международные конференции ит.д.
       VII. Информационно-аналитическое обеспечение процессов патриотического
воспитания
       Информационно-аналитическое обеспечение процессов патриотического воспитания
предусматривает анализ исследований в сфере патриотического воспитания, использование их
результатов в практической деятельности в целях ее улучшения в условиях изменений в обществе и его организации; противодействие попыткам дискредитации, девальвации духовности, гражданственности, патриотизма и служения Отечеству, военной службы в любых формах и передачах в целях недопущения интеллектуального и эмоционального воздействия на сознание и чувства детей и молодежи.
        Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции предполагает
использование данных республиканской статистики, итогов переписи населения, первоначальной постановки граждан на воинский учет и их призыва на военную службу.
        Особое значение для информационного обеспечения реализации Концепции, оценки
эффективности и адресности проводимых ДНР мероприятий по патриотическому воспитанию
имеют данные социологических исследований, контент-анализа электронных и печатных СМИ.
         Необходимо также создание единой республиканской базы данных общественных
организаций, занимающихся воспитательно-патриотической деятельностью.
        Обеспечение информационной поддержки патриотического воспитания в ДНР возможно
посредством:
· активного использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб,
ведомственных СМИ и т.д.) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
· расширения социальной рекламы в средствах массовой информации, (на билбордах,
стендах и т.д.);
· издания книг, брошюр, буклетов, газет, пособий и иных печатных изданий по вопросам
патриотического воспитания в ДНР;
· участия в выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного
фонда;
· расширения сети музеев ДНР;
· изготовления художественных и документальных кинофильмов, видеофильмов, слайд-
шоу о ДНР;
· проведения ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о ДНР,
научно-практических конференций, круглых столов;
· расширения сотрудничества с региональными телеканалами с целью создания
тематических передач, посвященных вопросам патриотического воспитания и допризывной
подготовки, продвижения информации о патриотическом воспитании в новостные и иные
программы;
· создания на телеканале «Оплот» и др., радиостанции «ДНР 24» передач о патриотическом
воспитании детей и учащейся молодежи;
· увеличения присутствия информации о патриотическом воспитании в глобальной сети
«Интернет», активного использования возможностей блогосферы, форумов, живых журналов,
социальных сетей, размещения короткометражных роликов о патриотическом воспитании на
различных информационных порталах, видеоблогах и т.д.;
· создания во всех структурах учебных учреждений ДНР музеев, комнат боевой славы,
стендов патриотического воспитания;
· проведения и участия в региональных и местных массовых акциях по патриотическому
воспитанию, включая авиаперелеты, авто и велопробеги, пешие переходы;
· проведения военно-патриотических игр и соревнований;
· учреждения в ДНР памятных дат;
· создания тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы;
· организации взаимодействия с производителями компьютерных игр с целью создания
специализированных игр, посвященных допризывной подготовке, истории ОСОАВИАХИМа и т.д.
        VIII. Нормативно-правовое обеспечение процессов патриотического воспитания
        Нормативно-правовое обеспечение процессов патриотического воспитания предполагает
разработку нормативно-правового механизма взаимодействия субъектов в сфере патриотического воспитания, оказание помощи в разработке правовых основ этой взаимосвязи.
         IX. Организационно-методическое обеспечение процессов патриотического воспитания
        Организационно-методическое обеспечение процессов патриотического воспитания
предусматривает разработку специальных пилотных проектов, целевых программ и методик по реализации идей патриотического воспитания в учреждениях образования различного типа,
разработку методических пособий по организации научно-исследовательской деятельности,
организацию консультационной работы, использование всего многообразия педагогических
методов и средств с учетом возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, специфики
региона.
        X. Организация взаимодействия государственных институтов, ветеранских,
творческих, молодежных и других организаций и объединений
        Улучшение состояния и уровня патриотического воспитания возможно только при условии создания системы этой деятельности, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера. В системе работы по патриотическому воспитанию тесно взаимодействуют различные министерства: образования и науки, культуры, юстиции, обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, другие силовые министерства, СМИ, ветеранские, детские и молодежные общественные объединения и организации патриотической направленности, субъекты ДНР, призванные решить проблемы в отношении подрастающего поколения.
         В качестве партнеров для обеспечения патриотического воспитания в учреждениях
образования Республики выступают высшие учебные заведения, республиканские библиотеки,
музеи родного края и боевой славы, подвижники, стоящие у истоков развития Донбасса,
литературные деятели, деятели искусства, ученые, герои войны и труда.
        XI. Подготовка и повышение квалификации кадров
        Патриотическое воспитание населения невозможно без подготовленных специалистов,
которые способны осуществлять воспитательный и учебный процесс непрерывно, начиная с
дошкольных общеобразовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть вопрос об обучении специалистов, которые собственно и будут учить, и воспитывать население.
        Анализ программ высших учебных заведений, образовательных учреждений среднего
профессионального образования показывает, что в них отсутствует термин «патриотизм». В
требованиях профессиональных компетенции (общекультурных и профессиональных) к
выпускнику это понятие тоже отсутствует. А ведь одним из основных видов профессиональной деятельности выпускников по направлению «педагогическое образование» в качестве преподавателей в процессе их педагогической деятельности должно стать воспитание патриотизма у подрастающего поколения молодой Республики.
       Отсутствие в образовательных программах высшего профессионального образования
компетенций по патриотической составляющей ставит под угрозу выполнение задач, поставленных перед образовательными учреждениями «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики». Для устранения данного недостатка необходимо включить в общие профессиональные компетенции высшего профессионального образования (особенно по педагогическому направлению) патриотический компонент.
       Решение проблемы подготовки кадров к эффективной реализации задач патриотического
воспитания детей и учащейся молодежи возможно через систему повышения квалификации
педагогических кадров. Донецким ИППО разработана интегрированная, динамичная,
многовекторная модель научно-методического сопровождения подготовки кадров к реализации идей Концепции патриотического воспитания, направленная на осуществление аналитико- прогностической, мотивационной, информационной, технологической, рефлексивной функций через систему учебной, методической, научной, научно-методической, проектной, исследовательской деятельности в рамках курсовой и межкурсовой подготовки с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов по патриотическому воспитанию молодежи.
      XII. Финансово-экономическое обеспечение реализации Концепции патриотического
воспитания
      Финансово-экономическое обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания осуществляется в рамках существующего законодательства ДНР.
      XIII. Пути реализации Концепции
      Основным инструментом реализации Концепции является разработка и реализация
республиканских программ и проектов патриотического воспитания.
      Среди путей реализации Концепции следует выделить следующие:
        1. Разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы патриотического
воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи:
- подготовка нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания,
внесение соответствующих изменений в законодательство;
- подготовка целевых программ и пилотных проектов патриотического направления;
- содействие развитию профессионализма, гражданской активности;
- популяризации здорового образа жизни, повышение престижа и привлекательности
государственной и военной службы;
      2 Активизация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в сфере патриотического воспитания молодого поколения:
- координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, местного
самоуправления, учебных и культурно-просветительских учреждений, общественных организаций;
- обеспечение преемственности и системности патриотического воспитания;
- воплощение планов действий, направленных на реализацию молодежью интеллектуальных
и творческих проектов на благо ДНР, улучшение профессиональной ориентации, развитие
мотивации к труду;
- привлечение подрастающего поколения к изучению культуры, истории ДНР, пропаганда
лучших достижений культурного и духовного наследия, поддержка профессионального и
самодеятельного художественного творчества, деятельности творческих объединений, клубов по интересам, фольклорных коллективов;
- активное привлечение к патриотическому воспитанию молодежи деятелей современной
культуры, искусства, науки, спортсменов;
- обеспечение активного участия детей и молодежи в мероприятиях патриотического
направления, в том числе, приуроченных к республиканским праздникам;
- популяризация молодежного туризма, популяризация памятников отечественной истории,
культуры и природы, исторических мест и событий, этнографии и жизнеописаний известных деятелей;
- обеспечение проведения мероприятий спортивной подготовки, физического воспитания,
направленных на утверждение здорового образа жизни молодых граждан и создание
соответствующих условий;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, занимающихся
вопросами патриотического воспитания детей и молодежи;
- содействие работе клубов по месту жительства, центров патриотического воспитания,
внешкольных учреждений и других организаций, осуществляющих мероприятия по
патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- разработка и реализация планов действий и программ по патриотическому воспитанию
молодежи органами местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества.
       3. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями:
- активное привлечение к патриотическому воспитанию детей и молодежи общественных
организаций, использования их опыта и духовного потенциала в воспитании патриотов ДНР;
- возрождение и развитие казачества как важной общественной силы, способной внести
весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи, ее подготовку к защите Отечества;
- поддержка средств массовой информации, которые действуют при молодежных и детских
общественных организациях и освещают вопросы, направленные на патриотическое воспитание детей и молодежи;
- усиление общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти
относительно патриотического воспитания;
- содействие консолидации и координации деятельности общественных организаций при
подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности.
      4. Усиление роли семьи в процессе патриотического воспитания детей и молодежи:
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, надлежащих условий для
физического, интеллектуального, нравственно-эстетического, образовательного и духовного
развития детей и молодежи на основе отечественных традиций, педагогической науки и лучшего мирового опыта;
- повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем подготовки научно-
популярной и методической литературы по вопросам патриотического воспитания детей и
молодежи в семье, активизация деятельности органов государственной власти и общественных структур в этом направлении.
       XIV. Управление процессами патриотического воспитания
      Для создания системы управления процессом патриотического воспитания, формирования и реализации общей стратегии и тактики в этой сфере деятельности, объединения усилий министерств и ведомств, общественных организаций и движений, оказания им помощи и поддержки создается Координационный совет (далее – КС), который принимает меры по реализации образовательной, информационной, культурной и молодежной политики в области развития патриотизма у подрастающего поколения.
      Координационный совет создаются решением высших органов исполнительной власти,
главами исполнительной власти субъектов ДНР и территориально-муниципальных образований.
      Координационный совет организовывает разработку руководящих документов по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи, рассматривает представляемые проекты программ, а также осуществляет контроль за их исполнением.
      Для осуществления функций рабочего органа КС могут создаваться отдельные центры
(рабочие группы) по реализации программ (планов) по патриотическому воспитанию детей и
молодежи.
      XV. Мониторинг
      Определение реального состояния, уровня и оценки работы по патриотическому
воспитанию, осуществляемому различными субъектами в различных условиях и сферах
деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями молодежи, предполагает
проведение мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.
      Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач - определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.
       Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического
воспитания включает в себя следующие моменты:
· составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его
результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь
определяются: формулирование цели и задач анализа состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;
· сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об
эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
· анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического
воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;
· анализ и оценку действенности патриотического воспитания с различными категориями,
группами детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);
· определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка,  формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на выполнение которых необходимо сосредоточить
основные усилия.
       XVI. Ожидаемый результат
       Ориентированность патриотического воспитания на конечный результат предполагает
достаточно высокую эффективность осуществляемой в этой сфере деятельности.
Важное значение в воспитании патриотизма имеет привитие любви к родному городу,
району, двору, - местам, с которыми человек связан эмоционально. Это места, где человек
чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где формировался как личность. Именно такой патриотизм является фундаментом, на котором строится общегосударственное патриотическое самосознание.
      Благодаря формированию и развитию у детей и молодежи таких важнейших социально
значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут их возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
      Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция,
патриотическое сознание молодежи будут способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением общества, преодолением претерпеваемого им кризисного периода исторического развития.

       В результате внедрения Концепции ожидается:
· утверждение патриотизма и патриотического самосознания молодежи, углубление процесса формирования основ гуманистического мировоззрения;
· приоритетности высоких моральных, культурных общечеловеческих ценностей, что будет
способствовать укреплению духовной, морального единства общества;
· формирование у молодежи характерных черт патриота: активная поддержка и развитие
государственности, соблюдение Конституции ДНР;
· бережное отношение к богатствам родной природы, к родной культуре, языку, традициям,
уважение к исторической памяти;
· повышение заинтересованности молодежи относительно государственной службы и службы в армииДНР, ее готовности к защите Родины;
· сохранение стабильности в обществе, социальном и экономическом развитии страны,
укрепление ее обороноспособности и безопасности;
· создание эффективной воспитательной системы патриотического воспитания молодежи;
· консолидация усилий общественных институтов в деле воспитания подрастающего поколения;
· социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической мощи государства,
обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов.
         Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее ДНР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий