Концепция патриотического воспитания
Деятельная сторона патриотизма является
определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные
для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм - основа существования
и развития государственности.
Недооценка патриотизма как
важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению
социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования
граждан Донецкой Народной Республики.
Патриотическое воспитание - деятельность
государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию
у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание охватывает своим
воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую,
духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру,
историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности
общества, его социальных и государственных институтов.
ІІ.
Актуальность Концепции
Актуальность разработки Концепции
обусловлена:
· необходимостью
организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях
формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
· отсутствием
научной концепции воспитания духовности, нравственности,
гражданственности, патриотизма,
других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения, которая
отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу времени и являлась основой
системы патриотического воспитания детей и молодежи ДНР;
· поиском идеи,
которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего
блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и
консолидировать общество;
· необходимостью подготовки нового поколения к
созиданию своей Республики, жизни в
новых послевоенных условиях;
· потребностью в
обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее
безопасности от внешних и
внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
В условиях многонациональной и
поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического
сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую
значимость.
Концепция является
методологической основой для разработки программ и проектов по
патриотическому воспитанию
молодежи.
Реализация Концепции
патриотического воспитания детей и учащейся молодежи позволит
дать новый импульс духовному
оздоровлению народа, начать процесс формирования в Республике единого
гражданского общества.
ІІІ. Цель и задачи патриотического воспитания
Учитывая тот факт, что в
Республике выдвигаются новые требования к личности,
порождающие новый её тип,
формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни,
поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады
несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться
на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина,
основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является
патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического
воспитания.
Основной целью Концепции является
определение роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления
деятельности общества и государства в общей системе воспитания подрастающего
поколения республики.
Данная концепция предлагает
определение цели патриотического воспитания, отвечающей интересам учащейся
молодежи и требованиям общества по отношению к ней.
Общая цель патриотического воспитания состоит в том,
чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание,
безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно
выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои
конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости
патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном,
национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления
зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой
мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими
началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные,
культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также
развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально
значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных
сферах жизни общества.
Из общей цели патриотического
воспитания вытекают следующие его задачи:
· информационно-мировоззренческая
подготовка молодежи, помощь ей в определении
смысла жизни в условиях
осуществляемых преобразований, формирование самосознания,
ценностного отношения к социально
значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и
необходимостью обеспечения его безопасности;
· воспитание
уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и
гражданской ответственности как
важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции,
стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и
государства;
· утверждение в
сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
· формирование
положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как
важнейшим ценностям в жизни;
· создание и
обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения
граждан в решение
социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других
проблем;
· развитие
потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
· уважение
культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
· формирование
желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать
науку и культуру родного края;
· формирование
моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности
конституционному долгу в условиях
мирного и военного времени, высокой гражданской
ответственности;
· повышение
престижа государственной и военной службы, научной и трудовой
деятельности;
· привитие
гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Донецкой Народной Республики -
Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
· привлечение
традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан
потребности служения Родине, ее
защиты как высшего духовного долга;
· формирование
расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских
отношений между народами;
· создание условий
для усиления патриотической направленности телевидения, радио и
других средств массовой
информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие
антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на
культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.
Все указанные цели и задачи подчинены главному –
обеспечению на ближайший период жизни новых поколений Донецкой Народной
Республики роста
уровня значимости патриотизма у всех
слоев населения, достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном и национальном сознании в сторону
осознания и понимания зависимости судеб
республики,
общества, народа от того, в какой мере они в своих практических делах руководствуются патриотическим началом, как решают
задачи выполнения своего гражданского
долга.
ІV. Содержание и структура патриотического воспитания
Патриотическое воспитание -
многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая
деятельность, включающая целевые,
функциональные, социальные, организационные и другие
аспекты, обладающая высоким
уровнем системности, охватывающая своим воздействием
практически все поколения,
пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно-
нравственную,
социально-экономическую, информационную, правовую, психолого-
педагогическую,
военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело
и т.д. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных
и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального
состава ДНР и связанного с этим многообразия национально- этнических культур. Исходя из
этого, можно заключить, что патриотическое воспитание культуросообразно, многовекторно,
многоаспектно. Среди основных его направлений
можно выделить:
· гражданско-патриотическое,
· военно-патриотическое,
· духовно-нравственное,
· историко-патриотическое
(краеведческое),
· культурно-патриотическое,
· спортивно-патриотическое.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое
воспитание– это целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс подготовки
детей и учащейся молодежи к функционированию и
взаимодействию в условиях
демократического общества, инициативному труду, участию в
управлении социально ценными
делами, реализации прав и обязанностей, укреплению
ответственности за свой
политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях
достижения жизненного успеха.
Целью гражданско-патриотического
воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических
чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление
гражданственности и патриотизма.
Деятельность по
гражданско-патриотическому воспитанию молодежи направлена на:
· формирование и
развитие социально значимых ценностей, гражданственности и
патриотизма в процессе воспитания
и обучения подрастающего поколения;
· массовую
патриотическую работу, организуемую и осуществляемую муниципальными,
культурными и общественными
организациями и учреждениями;
· утверждение в
сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважение к культурному
и историческому прошлому своей Родины, к традициям;
· формирование
ведущих интегративных качеств личности;
· воспитание
уважения, толерантного отношения и интереса к представителям разных
народностей;
· воспитание
активной гражданской позиции.
Военно-патриотическое воспитание
Основной целью военно-патриотического воспитания являетсяформирование
у молодежи
патриотизма, готовности к
достойному служению Отечеству и его защите. Это воспитание
характеризуется специфической
направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении
Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы,
убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения
воинского долга в рядах Вооруженных Сил ДНР, других войск, воинских формирований и органов.
Военно-патриотическое воспитание
осуществляется по следующим направлениям:
· государственное - базируется на обеспечении
государством системы военно-
патриотического воспитания;
· социальное - основывается на изучении норм морали,
их соблюдении. Ориентировано на
осознание приоритета
общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного
отношения к культуре, истории,
языку, обычаям и традициям народа;
· военное - предусматривает изучение военной
истории, битв славянского войска, основных
образцов техники и вооружения
Вооруженных Сил ДНР, приобретение начальных навыков
использования их, повышение
физической подготовки в интересах защиты Отечества;
· психолого-педагогическое
-
основывается на изучении психологических особенностей
молодежи, их учете в процессе
подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по обобщению и
распространению передового опыта военно-патриотического воспитания, совершенствовании форм и
направлений этой деятельности;
· правовое - предполагает формирование глубоких
правовых знаний, привитие высокой
правовой культуры.
Содержание военно-патриотического
воспитания основывается на системе ценностей,
сформировавшихся на протяжении
многих веков, таких как: преданность Отечеству, верность
гражданскому и воинскому долгу,
воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность,
доблесть, мужество, взаимовыручка
и т.д.
Система военно-патриотического
воспитания отличается сложными, организационными
связями, которые находятся в
тесном взаимодействии. Всю систему можно разделить на
подсистемы:
· военно-патриотическое
воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в учебных заведениях;
· массовая
военно-патриотическая и военно-шефская работа;
· начальная
военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах;
деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;
· деятельность
средств массовой информации и творческих союзов, направленная на
военно-патриотическое воспитание
молодежи.
Методами военно-патриотического воспитания
молодежи являются:
· убеждение -
формирование уверенности в общественной полезности деятельности по
подготовке к защите Отечества;
· стимулирование -
реализуется в различных формах поощрения и соревнованиях;
· личный пример -
деятельность педагога, воспитателя, который должен быть образцом для
молодежи, должно обеспечивать
педагогические требования, умеет давать поручения и проверять его выполнение;
· самоподготовка -
процесс активного формирования и самосовершенствования молодого
человека, воспитания чувства
патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.
Военно-патриотическое воспитание
осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов,
экскурсий в музеи воинских
частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам боевой славы, поисковой
работы, участия в работе клубов и кружков военно- патриотического направления.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
ориентировано на осознание личностью высших
ценностей, идеалов и ориентиров,
социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической
деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и
образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к
достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, этических норм
поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.
Духовно-нравственное воспитание
предполагает становление отношений молодежи к
Родине, обществу, коллективу,
людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие соответствующих
качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести, совести, достоинства,
активного отношения к действительности, уважения к людям. Цель
духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества, социально
необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами личности.
Общество лишь тогда способно
ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть
общая система нравственных
ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку,
самобытной культуре, памяти своих предков, истории.
Воспитание должно быть
ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный воспитательный идеал
– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ДНР, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народа.
Основным содержанием духовно-нравственного
воспитания являются базовые
общечеловеческие ценности. Эти
ценности мы храним в культурных и семейных традициях,передаем от поколения к
поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным
влияниям.
Традиционные подходы к
духовно-нравственному воспитанию молодежи основываются на передаче готового
нравственного опыта, обогащении его путем актуализации собственной деятельности
учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно- нравственной
практике.
Смена ценностных ориентиров
современного общества, расширение информационного
пространства побуждают нас искать
новые технологии в воспитании подрастающего поколения.
Среди основных направлений
духовно-нравственного воспитания можно выделить:
· создание
воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении;
· стимулирование
здорового образа жизни;
· организация
коллективной творческой деятельности детей и учащейся молодежи;
· корректировка
индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого учащегося,
стимулирование его самопознания и
самовоспитания;
· дифференцирование
и индивидуализация процесса воспитания,
· воспитание
духовности, трудолюбия;
· организация и
развитие ученического коллектива на принципах нравственности;
· изучение
профессиональных интересов и склонностей учащихся, организация
профориентационной работы;
· укрепление
взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных
воспитательных мероприятий.
Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание
Историко-патриотическое
воспитание сосредотачивает усилия на познании исторических
корней и осознании неповторимости
Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков
современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в
обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории
Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и
укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей
менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического
прошлого различных поколений; а также проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и
замалчиваемым страницам истории Донбасса, поиск исторической справедливости и
развенчивание мифов, навязанных националистическими силами, максимально широкое
освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса,
археологические экспедиции и исторический туризм, развитие идеи преемственности
Донецко-Криворожской республики и ДНР.
Культурно-патриотическое воспитание
Культурно-патриотическое
воспитание -
процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического
воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью
развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных,
эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно- художественных
ценностей.
Культурно-патриотическое
воспитание ориентировано на формирование у личности
социально-значимых и культурно-эстетических
ценностей. Оно предусматривает воспитание высокой духовной культуры,
удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной
деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры
общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, создание
условий для самодеятельного художественного творчества.
В состав
культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты:
потребностно-мотивационный,
интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учетом
социокультурных условий общества).
Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:
· изучение истории
и культуры Отечества;
· деятельность по
сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории
ДНР;
· формирование
гражданского мировоззрения.
В результате
культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и
развиваются:
§ разносторонняя
эмоционально-чувственная сфера,
§ высокое
патриотическое сознание и чувство верности своему Отечеству,
§ готовность к
выполнению гражданского и служебного долга,
§ нравственные
идеалы,
§ культура
личности и эстетическое отношение к действительности,
§ гражданское
мировоззрение,
§ высокие
морально-патриотические качества.
Критерии культурно-патриотического воспитания:
· уровень культурно-патриотического сознания - соответствие
патриотического сознания
учащегося требованиям
современного понимания патриотизма;
· широта культурно-патриотических чувств- степень
развитости эмоциональной сферы
личности с точки зрения
современной трактовки отечественного патриотизма;
· устойчивость культурно - патриотического поведения -результативность
воспитательных
воздействий, способность к
активному проявлению патриотизма, сознательность и
самостоятельность в оценке
явлений действительности истории, культуры и традиций
Отечества;
· систематичность овладения художественными ценностями, как
трудолюбие, активность,
добросовестность воспитанников в
учебно-воспитательном процессе;
· любовь к отечественной культуре- ответственное
созидание патриотической идеологии
самосознания, духовного и
культурного возрождения республики;
· нравственно-эстетическаяубеждённость
-
уверенность
воспитанника в необходимости
использования культурологических
средств при воспитании культуры и патриотизма.
Спортивно-патриотическое воспитание
Спортивно-патриотическое
воспитание предполагает расширение общественных
представлений о роли физического
воспитания, распространение норм здорового образа жизни, усиление
противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых
путей укрепления здоровья граждан ДНР.
В содержание спортивно-патриотического
воспитания входит пропаганда национальных и исторических традиций физической
культуры и оздоровления, апробация новых оригинальных направлений физической
культуры, развивающих важные двигательные навыки, разработка программ и методик
тренировки специальных физических качеств и обоснование их культурной, оздоровительной
и спортивно-прикладной ценности, создание условий появления новых видов спортивной
деятельности, ведение работы по гуманизации историко-спортивных единоборств, развитие
личности через успехи и спортивные достижения, выступления на международных и региональных
соревнованиях, как показатель возможностей успешного развития в Донецкой Республике,
популяризация символики и идеологии Республики через спортивный инвентарь и символику
спортивных команд. В соответствии с идеями гармоничного развития личности и
высокими социальными требованиями
современного общества к профессионализму трудовой и служебной деятельности,
задачи направления относятся к совершенствованию физических качеств, воспитанию
волевых качеств характера на основе спортивных достижений, формированию навыков
поддержания стабильного здоровья и высокой работоспособности.
Военно-технические
виды спорта, собирательное
название видов спорта, сочетающих общефизическую и техническую подготовку
спортсменов и имеющих конкретное военно- прикладное значение; к
военно-техническим видам спорта относятся: авиамодельный, автомобильный, автомодельный,
вертолётный, водно-моторный, мотоциклетный, парашютный, планёрный, подводный
спорт, радиоспорт, самолётный, стрелковый, судомодельный спорт, военно- прикладное
и морское многоборья, мотобол.
V. Принципы патриотического воспитания
К числу определяющих принципов,
которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического
воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности,
патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания
реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования
у молодежи. Без развития у граждан ДНР с раннего возраста этих ценностей не
может быть созидательного общества и сильного государства.
Среди основополагающих принципов патриотического
воспитания, представляющих
собой исходные руководящие
положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются гуманизм и демократизм, научность, единство теории и
практики,
приоритетность исторического,
культурного наследия ДНР, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих
поколений с учетом возрастных особенностей
и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения
функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его
направленность на развитие возможностей, способностей
и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь
с другими направлениями воспитания, социальное
партнерство.
Кроме того, важными принципов
патриотического воспитания являются:
· Принцип системно-организованного подхода, который
предполагает
скоординированную,
целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по
патриотическому воспитанию
граждан ДНР;
· Принцип адресного подхода в формировании
патриотизма, предполагающий
использование особых форм и
методов патриотической работы с учетом каждой возрастной,
социальной, профессиональной и
других групп населения;
· Принцип активности, который
предусматривает настойчивость и разумную инициативу
в трансформации мировоззрения
граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы
ДНР;
· Принцип универсальности основных направлений патриотического
воспитания,
предполагающий целостный и
комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора
формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий
чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных
отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
· Принцип учета региональных условий в пропаганде
патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей
не только общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося
привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и
т.д.
· Принцип активного деятельностного характера
воспитания
Принципы данной концепции взаимосвязаны и
реализуются в единстве.
VI. Система патриотического воспитания в
общеобразовательных школах,
дошкольных, профессионально-технических заведениях, учреждениях дополнительного образования
детей и учащейся молодежи, высших учебных заведениях
В основу системы патриотического
воспитания в Донецкой Народной Республике положена
интегрированная модель сетевого
взаимодействия органов государственной власти и управления, социальных институтов, всех
субъектов образовательной и смежных сфер, построенная на принципах социального
партнерства, личностно-социально-деятельностного, интегративного, культурологического,
компетентностного, системного подходов, охватывающая всю вертикаль системы образования (от
дошкольного до высшего) и реализуемая через традиционные, специфические и
эмоционально-мотивационные формы работы.
Система патриотического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание
дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования молодой Республики.
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само
понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
Патриотическое чувство не
возникает само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитания, начиная
с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано
формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к
действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином
своего Отечества.
Процесс познания и усвоения
должен начинаться как можно раньше. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном
возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Нравственно-патриотическое
воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие всего
спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические
проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои
воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы
работы с педагогами, дошкольниками, семьей.
Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с
помощью определенных средств и
методов.
· Художественная
литература, изобразительное искусство, музыка, кино,
диафильмы, способствует
эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво
воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам.
На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично
и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей
представлений и воспитании чувств.
· Природа родного
края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание
заботиться о тех, кто слабее, кто
нуждается в помощи. Воздействие природы на личность
детей формирует ощущение
причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и
принадлежности этого уголка
маленькому человеку.
· Собственная
деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.Каждый вид деятельности имеет
свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики
нравственно-патриотического поведения.
· Общению как
средству нравственно-патриотического воспитания отводится особое
место. Оно выполняет задачи
корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе
пробуждения чувств и формирования отношений.
· Окружающая
ребенка обстановка (атмосфера, в которой живет ребенок) становится
средством воспитания чувств,
представлений, поведения . Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического
воспитания и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит
от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и
интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических
качеств, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и
приемами воспитания.
Не менее важной в
нравственно-патриотическом воспитании детей является тесная
взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает уребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей.
Система патриотического воспитания в
общеобразовательных учебных заведениях
Важнейшей составной частью
воспитательного процесса в современной школе является
формирование патриотизма и
культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском
и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств
патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется
чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных
и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Система патриотического
воспитания в общеобразовательных школах формируется в
процессе обучения, социализации и
воспитания школьников и включает учебную и научно- исследовательскую деятельность
в урочное и внеурочное время.
В рамках учебной деятельности,
которая осуществляется во время уроков, факультативных и кружковых занятий,
патриотическое воспитание реализуется через содержание предметов инвариантной и
вариативной составляющей.
Общественные дисциплины позволяют
обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия
людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей
демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности,
гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих
дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их
социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере
широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей.
Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко- краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко- краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован
социокультурный опыт
человечества, образцы подлинной
нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления.
Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин
можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств:
современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской
позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой,
физической) культуры и др.
Именно при изучении гуманитарных
дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем
социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и
методики саморазвития.
Патриотическим воспитательным
потенциаломобладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика,
физика, химия, биология, физическая география).
Преподавание их основ подводит
учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной
связи и обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием
естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной
науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
Основными факторами, оказывающими
патриотическое воспитательное влияние на
школьников в преподавании учебных
дисциплин, являются:
· содержание
учебного материала, его идейно-политическая направленность;
· четкая
организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
· отношения,
складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между
самими обучаемыми;
· влияние личных
качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
· общий режим и
атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность решения
воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут
реализованы воспитательные
возможности всех этих факторов в совокупности.
Воспитание учебным материалом —
один из важнейших факторов патриотического
воспитательного влияния на
школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи
науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной
материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.
Четкая организация занятий и
разнообразная методика обучения приносит желаемые
результаты при условии, когда:
· ставятся ясные
образовательные и воспитательные цели занятий;
· обеспечивается
строгая, обоснованная последовательность учебной работы;
· применяются
различные методы обучения, активизирующие познавательную
деятельность школьников,
придающие ей творческий, близкий к исследовательскому
характер, стимулирующие как
коллективную, так и индивидуальную работу;
· подводятся итоги
занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему
планируемых познавательных и
воспитательных задач;
· создается
необходимый психологический настрой на учебную работу.
Вариативная составляющая учебного
процесса (факультативы, кружки патриотического
направления) способствует формированию
у детей глубокого понимания гражданского долга.
Так, например, на факультативе
«Юный патриот» с раннего возраста необходимо прививать
чувство ответственности об
интересах Родины; изучать военную историю, знать Дни воинской
славы, боевых и трудовых подвигов
в годы Великой Отечественной войны; сохранить воинские традиции, связи поколений
защитников Родины, организовать встречи учащихся с ветеранами войны и труда.
Факультатив «Родной край» поможет
расширить и систематизировать знания детей об
истории края, воспитать любовь к
родной земле, её жителям.
Кружок «Историческое краеведение»
позволяет детям углубить свои знания о героическом прошлом своего народа,
систематизировать понятия о символах государственной власти.
Научно-исследовательская
деятельность включает
участие школьников в конкурсах, конференциях, в работе Малой академии наук.
Целью данной деятельности должно
стать воспитание патриотов, граждан правового
демократического государства,
обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к
Отечеству, своему народу.
Социализации молодежи в системе
патриотического воспитания базируется на деятельности школьной общественной
организации и Совета профилактики школы, сотрудничестве с государственными
органами власти и общественными организациями (такими как Совет ветеранов, медицинские
службы, детская комната милиции, Красный Крест, полиция по делам несовершеннолетних).
В процессе взаимосвязанной работы
названых компонентов социализации учащихся
формируется не только нравственно
устойчивая цельная личность, обладающая такими
моральными качествами, как
добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения,
уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное
отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении
собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное
здоровье.
Важной составляющей системы
патриотического воспитания является работа классного
руководителя и воспитателя как с
учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной
задачей должно стать обучение родителей воспитания законопослушного гражданина.
В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель
может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям; отношения
к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в
жизни.
Работа педагога-организатора с
учащимися предполагает развитие реально действующего
школьного самоуправления, которое
реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.
Работа социально-психологической
службы школы оказывает влияние на восприятие
учащихся окружающего мира и себя,
в том числе и на понимание патриотизма благодаря
различным тренингам, тестам,
беседах.
Детский возраст является наиболее
оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В основе воспитания, а тем более
– патриотического – лежит, прежде всего, воспитание
чувств, поэтому фактором развития
патриотических чувств должна стать целенаправленно
созданная ситуация, когда ребенок
переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который
должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других
членов коллектива.
Истинный патриотизм предполагает
формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Всё выше изложенное можно представить
в виде системы триединства (обучение,
воспитание, социализация), где
каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга,
взаимопроникая. При выпадении
одного из звеньев, система будет неполной и престанет
функционировать.
Система патриотического воспитания в
профессионально-технических
учебных заведениях
Работа по патриотическому
воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность
воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой
личности. Патриотическое воспитание
осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и
внеурочной работы.
Для успешной реализации задач
патриотического воспитания учащихся в профессионально-технических учебных заведениях
(ПТУУ) создается воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной
ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и
сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества; функционирует система
дополнительного образования; разрабатывается система традиционных мероприятий и
творческих проектов; развивается музейная работа, ученическое самоуправление. Углубляются,
расширяются знания учащихся ПТУУ о процессах, происходящих в различных сферах общества, о
правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и
социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его
социально-политическая ориентация. В процессе общественной деятельности учащиеся совершенствуют
готовность и умение защищать свои права и права других людей, умение строить индивидуальную и
коллективную деятельность в различных сферах, формируют здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет
учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных
областях общественной жизни, приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена
семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).
Становление личности невозможно
без осознания принадлежности к определенной
культурно-исторической общности.
Историческое сознание личности помогает ощутить себя в
историко-культурном процессе,
осознать преемственность поколений, свою историческую
идентичность. Важную роль в
формировании исторического сознания играет историческое
краеведение. Краеведческий
материал усиливает конкретность и наглядность восприятия
учащимися исторического процесса,
оказывает воспитывающее значение.
Значительную роль в решении педагогических задач историко-краеведческого характера
Значительную роль в решении педагогических задач историко-краеведческого характера
играет краеведческий музей. На
базе ПТУУ создаются училищные музеи, которые способствует формированию у обучающихся
чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Училищный музей –
центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного
материала, база углубленного изучения истории, жизни училища, города, массового вовлечения
учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.
Главное - музей дает возможность изучать
прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в
историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой, которая позволяет
формировать практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать
инициативу, общественную активность учащихся, предоставляет большие возможности для организации
самостоятельной и творческой работы.
Через урочную деятельность и
систему внеклассных мероприятий у учащихся формируется бережное отношение к родным
истокам, традициям своего народа, своей культуре, эмоционально- открытое, позитивно-уважительное
отношение к таким вечным ценностям как материнство, любовь, добро, счастье, дружба,
долг.
Широкий выбор возможностей для
учащихся ПТУУ представляет внеаудиторная
музыкально-эстетическая работа в
различных её формах. Это и кружки (инструментальные,
хоровые, музыкально-театральные и
др.), и массовые мероприятия: посещение концертов,
музыкальных театров, музеев; организация
творческих встреч с известными музыкантами,
ветеранами и героями ВОВ; участие
в народных праздниках, организация конкурса военной и
солдатской пени «Салют Победы»,
угадай мелодию «Забытая песня» и т. д.. Это и изучение
народного фольклора, произведений
и творчества местных писателей и поэтов.
Защита Отечества - священный долг
гражданина и готовиться к выполнению этого долга
нужно с детства. Одним из
основополагающих факторов высокой боевой готовности воинов армии является их отменная физическая,
психологическая и нравственная подготовленность. Одна из задач, решаемых педагогами ПТУУ
по патриотическому воспитанию учащихся, - воспитать в своих учениках, завтрашних призывниках,
морально-волевые, физические качества, необходимые для службы в армии. Через работу
кружка «Юный воин» осуществляется системная работа по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания: юные армейцы изучают русскую военную историю, знакомятся с
воинскими традициями, изучают воинский Устав Армии, реликвии воинской славы, военную
символику. В кружке медицинских сестер «Здравушка» учащиеся приобретают основные медицинские
навыки, учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
На уроках физической культурой,
учебно-полевых сборах, марш-бросках, в военно-
спортивных играх, конкурсах и
соревнованиях, кружках спортивной направленности у учащихся воспитывается выносливость
стойкость, мужество, дисциплинированность.
Комплекс мероприятий урочной и
внеурочной деятельности ПТУУ прививает учащимся
осознанное отношение к нравственным
ценностям, формирует чувство причастности к судьбе
Отечества, его прошлому,
настоящему и будущему.
Система патриотического воспитания студентов
высших учебных заведений І-IV уровней аккредитации.
Патриотическое воспитание
студентов вузов выполняет особую социальную функцию -
активного, целенаправленного
воздействия человеческого фактора на укрепление
обороноспособности страны. В
индивидуальном плане данная воспитательная система планомерно влияет на формирование
гармонически развитой личности и, главным образом, её оборонного сознания, чувства исторической
ответственности за судьбу Родины, постоянную готовность к защите Отечества.
Система патриотического
воспитания студентов включает:
· формирование и
развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у студентов в процессе
учебно-воспитательной работы;
· массовую
военно-патриотическую воспитательную работу, организуемую и осуществляемую на базе вузов различными
государственными и общественными органами и организациями;
· деятельность
военных кафедр в университетах по подготовке военных кадров младшего
офицерского состава.
Важным направлением в
функционировании системы патриотического воспитания
студентов является формирование у
них готовности к организации патриотического воспитания молодёжи как целенаправленного
комплекса качеств, знаний, практических умений и навыков, отношений, состояний,
предполагающих не только патриотическую воспитанность самого выпускника вуза, но и его
подготовленность к военно-патриотической работе с подрастающим поколением. В практическом
отношении это означает формирование социальной зрелости студентов, их стойких
военно-патриотических взглядов и убеждений, общественно значимых мотивов военно-патриотического
характера; а также повышение их активности и ответственности за свою реальную подготовленность
к военно-патриотической деятельности в отношении подрастающего поколения.
Ведущие формы
военно-патриотического воспитания студентов, реализующие основное
содержание данной деятельности в
вузе, могут быть объединены в три основные группы:
1. общепатриотического характера (беседы,
диспуты, вечера вопросов и ответов, «круглые
столы», встречи с ветеранами,
воинами запаса и военнослужащими);
2. специфические, характеризующиеся большей военной и
военно-прикладной
направленностью
(военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по
военно-прикладным видам спорта и т.п.)
3. комплексные комбинированные и интегрированные формы, оптимально
сочетающие как
общее, так и специфическое в
содержании военно-патриотического воспитания студентов
университета (оборонно-спортивные
оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы;
патриотические и
военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно- технические и военно-спортивные
клубы и объединения различной направленности; учебные пункты и университеты будущего
воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность,
походы и т.д.).
При создании комплексной
воспитательной программы, патриотический компонент
включается в содержание программ
всех изучаемых дисциплин, спецкурсов и основывается на
принципах: 1) служения Отечеству;
2) исторической и социальной памяти; 3) преемственности
духовного опыта; 4)
социокультурной и национальной идентификации; 5) гордости и великодушия в осмыслении социокультурной
реальности исторического прошлого; 6) сакральности символов и смыслов Отечества; 7) соборности
в воспитании духовных основ патриотизма; 8) опоры на культурные, исторические, боевые
и трудовые традиции; 9) импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.
Определяющими условиями
оптимизации данной системы являются: консолидация всех сил и средств, привлекаемых к этой
деятельности; достаточное финансовое обеспечение военно- патриотического воспитания в
масштабах всей страны и в университетах, в частности; комплексная реализация основных
структурообразующих компонентов системы военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи;
соблюдение принципа сочетания и интеграции интересов общества, студенческой молодёжи
как специфической группы и отдельной личности молодого человека как её полноценного
субъекта. Научно-практическое содержание данных условий составляет:
информационно-разъяснительное, нормативно-правовое, научно-теоретическое, педагогическое и методическое
обеспечение рассматриваемой системы; обеспечение взаимодействия субъектов и их
структур в системе военно-патриотического воспитания; комплекс организационных мероприятий;
финансово-экономическое и кадровое обеспечение военно- патриотического воспитания
студентов.
Таким образом,в воспитании
патриотизма в системе высшего профессионального
образования необходимо
придерживаться следующих правил:
а) в основе патриотического
воспитания должна лежать не классовая, а государственно-
патриотическая идеология, имеющая
прочные научные и духовные основы, опирающаяся на
прогрессивные национальные, в том
числе и военные, традиции;
б) важную роль в патриотическом
воспитании играет правильное информационное
обеспечение всех ее сторон,
основанное на таких принципах, как актуальность и достоверность материала, адресность, высокая
оперативность и непрерывность;
в) успешное ведение
патриотического воспитания и особенно его составной части —
оборонно-массовой работы с
населением — невозможно без развитой учебно-материальной базы;
г) важное место в патриотическом
воспитании должно принадлежать физической
подготовке и спорту, особенноего
военно-прикладным и военно-техническим видам и др.
Система патриотического воспитания в учреждениях
дополнительного образования детей и учащейся молодежи
В воспитании патриотизма детей и
учащейся молодежи большое внимание уделяется роли дополнительного (внешкольного)
образования.
Над формированием патриотической
позиции молодежи учреждение дополнительного
образования работает не само по
себе, а во взаимодействии с другими образовательными
заведениями. Примером такого
взаимодействия может служить интеграция педагогических усилий общеобразовательных
школ и учреждения дополнительного образования детей в единое образовательное
пространство, где каждое учебное заведение, являясь уникальным по своим целям, содержанию,
методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности
ребенка.
Интеграция общего и
дополнительного образования детей в учреждении дополнительного
образования имеет свою специфику,
обусловленную, прежде всего, статусом этих учреждений.
Главные функции учреждений
дополнительного образования: развитие творческих способностей детей,
предоставление им возможностей для самоопределения, организация их досуга.
Наиболее часто используется организация и проведение совместно с другими
учебными заведениями интегрированных мероприятий (праздников, фестивалей и
др.), интегрированных дел (коллективных творческих, общественно полезных и
др.), интегрированных игр (краеведческого, интеллектуального и других
направлений), деятельность детских общественных организаций.
Дополнительное образование
призвано дополнить знания, которые ребенок не дополучает
или вообще не получает в школе, дошкольном,
профессионально-техническом учебном заведении, и, благодаря своей мобильности,
расширяет возможности для развития детей.
Через систему кружков, студий,
клубов, секций осуществляется патриотическое воспитание детей и учащейся
молодежи по всем его направлениям.
Такие формы работы как
историческая реконструкция, экспериментальная археология,
историческое моделирование
открывают доступ к аналитическому изучению большого
фактологического материала.
Проведение в числе мероприятий красочных исторических
фестивалей, народных забав,
молодецких игрищ и потех служит глубокому исследованию родной истории,
воспитанию патриотизма, противодействию фальсификации истории и искажению исторических
фактов, демонстрирует глубокий интерес молодежи к национальным корням и отечественным
традициям. Особую важность имеют научные исследования российской и мировой военной
истории, в том числе публикации в печати, отражающие междисциплинарные
проблемы.
Одними из важных достижений в
этом направлении являются музеи военной истории средних веков и исторической
реконструкции, тематические выставки и экспозиции, приуроченные к дням военной
славы родного края и торжественным праздникам.
Детские художественные коллективы
учреждений дополнительного образования
специализируются на ярком и
увлекательном представлении народного ремесленного творчества, показательных
выступлениях в жанре демонстрации исторических боевых искусств и молодецкой удали,
ансамблей исторической песни, пляски и танца, народной музыки. Изучение мировой
культуры происходит с помощью исторического моделирования старинных костюмов и
одежды, элементов декора и орнамента предметов быта и культуры, исторической
стилизации на основе этнографических и национальных культурных мотивов.
Участники детских коллективов демонстрируют свои способности в постановках
любительских театров, создании спектаклей и любительских фильмов.
Детско-юношеские спортивные школы
и секции, показательные выступления юных
спортсменов демонстрируют
развитие физических качеств личности, воспитание выносливости, стойкости,
выдержки, закалки, которые могут пригодиться будущим воинам, защитникам Отечества.
Сюда же можно отнести и учебно-тренировочный процесс в летних
спортивно-оздоровительных лагерях, туризм.
Учреждение дополнительного
образования всесторонне формируют гражданскую позицию и воспитывают патриотизм
у современной молодежи. Воспитание любви к родному краю, толерантности к языкам
и культуре народов, проживающих в Донбассе, уважение к героическому подвигу
народа проходит и рамках работы Малой академии наук (МАН). Учащиеся занимаются изучением
истории открытий, развития науки и техники, биографий героев родного края и их подвигов.
Логическим продолжением этого является работа над различными проектами,
написание научно-исследовательских работ по историческому краеведению,
социологии, этнологии и т.д., за которыми следует апробация исследований:
научно-практические конференции, краеведческие
экскурсии, круглые столы с
участием деятелей науки, выездные Международные конференции ит.д.
VII. Информационно-аналитическое обеспечение процессов патриотического
воспитания
Информационно-аналитическое
обеспечение процессов патриотического воспитания
предусматривает анализ
исследований в сфере патриотического воспитания, использование их
результатов в практической деятельности
в целях ее улучшения в условиях изменений в обществе и его организации; противодействие
попыткам дискредитации, девальвации духовности, гражданственности, патриотизма и
служения Отечеству, военной службы в любых формах и передачах в целях недопущения
интеллектуального и эмоционального воздействия на сознание и чувства детей и молодежи.
Информационно-аналитическое
обеспечение реализации Концепции предполагает
использование данных
республиканской статистики, итогов переписи населения, первоначальной постановки граждан на воинский
учет и их призыва на военную службу.
Особое значение для
информационного обеспечения реализации Концепции, оценки
эффективности и адресности
проводимых ДНР мероприятий по патриотическому воспитанию
имеют данные социологических
исследований, контент-анализа электронных и печатных СМИ.
Необходимо также создание единой
республиканской базы данных общественных
организаций, занимающихся
воспитательно-патриотической деятельностью.
Обеспечение информационной
поддержки патриотического воспитания в ДНР возможно
посредством:
· активного
использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб,
ведомственных СМИ и т.д.) органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления;
· расширения
социальной рекламы в средствах массовой информации, (на билбордах,
стендах и т.д.);
· издания книг,
брошюр, буклетов, газет, пособий и иных печатных изданий по вопросам
патриотического воспитания в ДНР;
· участия в
выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного
фонда;
· расширения сети
музеев ДНР;
· изготовления
художественных и документальных кинофильмов, видеофильмов, слайд-
шоу о ДНР;
· проведения
ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о ДНР,
научно-практических конференций,
круглых столов;
· расширения
сотрудничества с региональными телеканалами с целью создания
тематических передач, посвященных
вопросам патриотического воспитания и допризывной
подготовки, продвижения
информации о патриотическом воспитании в новостные и иные
программы;
· создания на
телеканале «Оплот» и др., радиостанции «ДНР 24» передач о патриотическом
воспитании детей и учащейся
молодежи;
· увеличения
присутствия информации о патриотическом воспитании в глобальной сети
«Интернет», активного
использования возможностей блогосферы, форумов, живых журналов,
социальных сетей, размещения
короткометражных роликов о патриотическом воспитании на
различных информационных
порталах, видеоблогах и т.д.;
· создания во всех
структурах учебных учреждений ДНР музеев, комнат боевой славы,
стендов патриотического
воспитания;
· проведения и
участия в региональных и местных массовых акциях по патриотическому
воспитанию, включая авиаперелеты,
авто и велопробеги, пешие переходы;
· проведения
военно-патриотических игр и соревнований;
· учреждения в ДНР
памятных дат;
· создания
тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы;
· организации
взаимодействия с производителями компьютерных игр с целью создания
специализированных игр,
посвященных допризывной подготовке, истории ОСОАВИАХИМа и т.д.
VIII. Нормативно-правовое обеспечение процессов патриотического
воспитания
Нормативно-правовое обеспечение
процессов патриотического воспитания предполагает
разработку нормативно-правового
механизма взаимодействия субъектов в сфере патриотического воспитания, оказание помощи в
разработке правовых основ этой взаимосвязи.
IX. Организационно-методическое обеспечение процессов патриотического
воспитания
Организационно-методическое
обеспечение процессов патриотического воспитания
предусматривает разработку
специальных пилотных проектов, целевых программ и методик по реализации идей патриотического
воспитания в учреждениях образования различного типа,
разработку методических пособий
по организации научно-исследовательской деятельности,
организацию консультационной
работы, использование всего многообразия педагогических
методов и средств с учетом
возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, специфики
региона.
X. Организация взаимодействия государственных
институтов, ветеранских,
творческих, молодежных и других организаций и
объединений
Улучшение состояния и уровня
патриотического воспитания возможно только при условии создания системы этой
деятельности, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и
иного характера. В системе работы по патриотическому воспитанию тесно взаимодействуют
различные министерства: образования и науки, культуры, юстиции, обороны, внутренних дел,
по чрезвычайным ситуациям, другие силовые министерства, СМИ, ветеранские, детские и
молодежные общественные объединения и организации патриотической направленности,
субъекты ДНР, призванные решить проблемы в отношении подрастающего поколения.
В качестве партнеров для
обеспечения патриотического воспитания в учреждениях
образования Республики выступают
высшие учебные заведения, республиканские библиотеки,
музеи родного края и боевой
славы, подвижники, стоящие у истоков развития Донбасса,
литературные деятели, деятели
искусства, ученые, герои войны и труда.
XI. Подготовка и повышение квалификации кадров
Патриотическое воспитание
населения невозможно без подготовленных специалистов,
которые способны осуществлять
воспитательный и учебный процесс непрерывно, начиная с
дошкольных общеобразовательных
учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. В связи с этим, представляется
необходимым рассмотреть вопрос об обучении специалистов, которые собственно и будут учить, и
воспитывать население.
Анализ программ высших учебных
заведений, образовательных учреждений среднего
профессионального образования
показывает, что в них отсутствует термин «патриотизм». В
требованиях профессиональных
компетенции (общекультурных и профессиональных) к
выпускнику это понятие тоже
отсутствует. А ведь одним из основных видов профессиональной деятельности выпускников по
направлению «педагогическое образование» в качестве преподавателей в процессе их
педагогической деятельности должно стать воспитание патриотизма у подрастающего поколения молодой
Республики.
Отсутствие в образовательных
программах высшего профессионального образования
компетенций по патриотической
составляющей ставит под угрозу выполнение задач, поставленных перед образовательными
учреждениями «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой
Народной Республики». Для устранения данного недостатка необходимо включить в общие
профессиональные компетенции высшего профессионального образования (особенно по
педагогическому направлению) патриотический компонент.
Решение проблемы подготовки
кадров к эффективной реализации задач патриотического
воспитания детей и учащейся
молодежи возможно через систему повышения квалификации
педагогических кадров. Донецким
ИППО разработана интегрированная, динамичная,
многовекторная модель
научно-методического сопровождения подготовки кадров к реализации идей Концепции патриотического
воспитания, направленная на осуществление аналитико- прогностической, мотивационной,
информационной, технологической, рефлексивной функций через систему учебной,
методической, научной, научно-методической, проектной, исследовательской деятельности в
рамках курсовой и межкурсовой подготовки с целью совершенствования
профессиональных компетенций педагогов по патриотическому воспитанию молодежи.
XII. Финансово-экономическое
обеспечение реализации Концепции патриотического
воспитания
Финансово-экономическое
обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания осуществляется в рамках
существующего законодательства ДНР.
XIII. Пути реализации Концепции
Основным инструментом реализации
Концепции является разработка и реализация
республиканских программ и
проектов патриотического воспитания.
Среди путей реализации Концепции
следует выделить следующие:
1. Разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы патриотического
воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи:
- подготовка нормативно-правовых актов по вопросам патриотического
воспитания,
внесение соответствующих изменений в
законодательство;
- подготовка целевых программ и пилотных проектов
патриотического направления;
- содействие развитию профессионализма, гражданской активности;
- популяризации здорового образа жизни, повышение
престижа и привлекательности
государственной и военной службы;
2 Активизация деятельности органов государственной
власти, местного самоуправления и общественных организаций в сфере патриотического
воспитания молодого поколения:
- координация деятельности органов исполнительной
власти всех уровней, местного
самоуправления, учебных и культурно-просветительских учреждений, общественных
организаций;
- обеспечение преемственности и системности патриотического
воспитания;
- воплощение планов действий, направленных на
реализацию молодежью интеллектуальных
и творческих проектов на благо ДНР, улучшение
профессиональной ориентации, развитие
мотивации к труду;
- привлечение подрастающего поколения к изучению культуры,
истории ДНР, пропаганда
лучших достижений культурного и духовного наследия,
поддержка профессионального и
самодеятельного художественного творчества,
деятельности творческих объединений, клубов по интересам, фольклорных коллективов;
- активное привлечение к патриотическому воспитанию
молодежи деятелей современной
культуры, искусства, науки, спортсменов;
- обеспечение активного участия детей и молодежи в
мероприятиях патриотического
направления, в том числе, приуроченных к
республиканским праздникам;
- популяризация молодежного туризма, популяризация
памятников отечественной истории,
культуры и природы, исторических мест и событий,
этнографии и жизнеописаний известных деятелей;
- обеспечение проведения мероприятий спортивной
подготовки, физического воспитания,
направленных на утверждение здорового образа жизни
молодых граждан и создание
соответствующих условий;
- совершенствование системы подготовки и
переподготовки кадров, занимающихся
вопросами патриотического воспитания детей и
молодежи;
- содействие работе клубов по месту жительства,
центров патриотического воспитания,
внешкольных учреждений и других организаций,
осуществляющих мероприятия по
патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- разработка и реализация планов действий и программ
по патриотическому воспитанию
молодежи органами местного самоуправления совместно
с институтами гражданского общества.
3. Сотрудничество органов государственной власти и
органов местного самоуправления с общественными объединениями:
- активное привлечение к патриотическому воспитанию
детей и молодежи общественных
организаций, использования их опыта и духовного
потенциала в воспитании патриотов ДНР;
- возрождение и развитие казачества как важной
общественной силы, способной внести
весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи,
ее подготовку к защите Отечества;
- поддержка средств массовой информации, которые
действуют при молодежных и детских
общественных организациях и освещают вопросы,
направленные на патриотическое воспитание детей и молодежи;
- усиление общественного контроля над деятельностью
органов исполнительной власти
относительно патриотического воспитания;
- содействие консолидации и координации деятельности
общественных организаций при
подготовке и проведении мероприятий патриотической
направленности.
4. Усиление роли семьи в процессе патриотического
воспитания детей и молодежи:
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности
семьи, надлежащих условий для
физического, интеллектуального, нравственно-эстетического, образовательного и духовного
развития детей и молодежи на основе отечественных
традиций, педагогической науки и лучшего мирового опыта;
- повышение педагогической культуры родителей, в том
числе путем подготовки научно-
популярной и методической литературы по вопросам
патриотического воспитания детей и
молодежи в семье, активизация деятельности органов
государственной власти и общественных структур в этом направлении.
XIV. Управление процессами патриотического воспитания
Для создания системы управления процессом
патриотического воспитания, формирования и реализации общей стратегии и тактики в этой сфере
деятельности, объединения усилий министерств и ведомств, общественных организаций и
движений, оказания им помощи и поддержки создается Координационный совет (далее –
КС), который принимает меры по реализации образовательной, информационной,
культурной и молодежной политики в области развития патриотизма у подрастающего поколения.
Координационный совет создаются решением высших
органов исполнительной власти,
главами исполнительной власти субъектов ДНР и
территориально-муниципальных образований.
Координационный совет организовывает разработку
руководящих документов по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи,
рассматривает представляемые проекты программ, а также осуществляет контроль за их исполнением.
Для осуществления функций рабочего органа КС могут
создаваться отдельные центры
(рабочие группы) по реализации программ (планов) по
патриотическому воспитанию детей и
молодежи.
XV. Мониторинг
Определение реального состояния, уровня и оценки
работы по патриотическому
воспитанию, осуществляемому различными субъектами в
различных условиях и сферах
деятельности, ведомствах, регионах, с различными
категориями молодежи, предполагает
проведение мониторинга достижения поставленной цели
и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по
патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.
Определение результатов работы по патриотическому
воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ
этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев
и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих
задач -
определения оценки результатов
работы по патриотическому воспитанию необходимо осуществить
анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.
Основное содержание и последовательность определения
результатов патриотического
воспитания включает в себя следующие моменты:
· составление краткого плана анализа состояния
патриотического воспитания и его
результатов, разработку методических материалов и
документов для его проведения. Здесь
определяются: формулирование цели и задач анализа
состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений,
наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;
· сбор данных (информации) о состоянии патриотического
воспитания и его результатах, об
эффективности проводимых мероприятий, об участии в
них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
· анализ эффективности работы непосредственных
организаторов патриотического
воспитания, выполнения ими отдельных задач,
конкретных функциональных обязанностей и др.;
· анализ и оценку действенности патриотического
воспитания с различными категориями,
группами детей и молодежи. При этом определяются как
количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий
по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение
ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное,
мобилизующее и др. воздействие);
· определение выводов о состоянии патриотического
воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его
дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и
достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень
соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся
возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные
возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на
выполнение которых необходимо сосредоточить
основные усилия.
XVI. Ожидаемый результат
Ориентированность патриотического воспитания на
конечный результат предполагает
достаточно высокую эффективность осуществляемой в
этой сфере деятельности.
Важное значение в воспитании патриотизма имеет
привитие любви к родному городу,
району, двору, - местам, с которыми человек связан эмоционально. Это
места, где человек
чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где
формировался как личность. Именно такой патриотизм является фундаментом, на котором строится
общегосударственное патриотическое самосознание.
Благодаря формированию и развитию у детей и молодежи
таких важнейших социально
значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к
Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и
приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей,
самопожертвование, намного возрастут их возможности к активному участию в решении важнейших
проблем общества в различных сферах его деятельности.
Улучшение качественных характеристик современной
молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность,
нравственность, активная гражданская позиция,
патриотическое сознание молодежи будут
способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением общества, преодолением претерпеваемого
им кризисного периода исторического развития.
В результате внедрения Концепции ожидается:
· утверждение патриотизма и патриотического
самосознания молодежи, углубление процесса формирования основ гуманистического мировоззрения;
· приоритетности высоких моральных, культурных
общечеловеческих ценностей, что будет
способствовать укреплению духовной, морального
единства общества;
· формирование у молодежи характерных черт патриота:
активная поддержка и развитие
государственности, соблюдение Конституции ДНР;
· бережное отношение к богатствам родной природы, к
родной культуре, языку, традициям,
уважение к исторической памяти;
· повышение заинтересованности молодежи относительно
государственной службы и службы в армииДНР, ее готовности к защите Родины;
· сохранение стабильности в обществе, социальном и
экономическом развитии страны,
укрепление ее обороноспособности и безопасности;
· создание эффективной воспитательной системы
патриотического воспитания молодежи;
· консолидация усилий общественных институтов в деле
воспитания подрастающего поколения;
· социально-экономический
подъем, укрепление правовой и политической мощи государства,
обеспечение обороноспособности и безопасности
страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических,
региональных и иных конфликтов.
Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице
патриотически воспитанной молодежи современное общество приобретает ценнейший компонент
созидательного потенциала, который будет
определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за
будущее ДНР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий